Особенности потребления алкоголя

в древней Руси

В дохристианскую эпоху на Руси потребление алко голя имело место главным образом на языческих пир шествах (народный и княжеский пиры, игрища, тризны).

В то время на Руси основным сырьем для производ ства алкоголя был мед, и поэтому традиционные хмель ные напитки были слабоградусные: медовуха, пиво, брага, а с Х в. и виноградное вино, а их прием сопро вождался, как правило, обильной трапезой, что в сово купности сводило к минимуму ущерб здоровью от упо требления алкоголя.

С этих далеких времен сохранился знаменитый рефрен многих народных сказок: «И я там был. Мед, пиво пил. По усам текло, а в рот не попало».

Хмельное питье каждый варил сам для себя, сколько ему нужно было для обихода. Иногда напитки варили семьями, миром, что получало название мирской браж ки, мирского пива. Общины и миры, города и села схо дились на игрища, собирались на братчины, пиры и бе седы. На народные пиры приглашался князь, на пир княжеский собирался народ. «Строй земской жизни проявлялся в том веселом единении народа и князя — государя, которое мы встречаем на пирах Киевской Руси, древней Польши, еще жившей пославянски, в Чехии, и так далее, во всей Славянщине».

Всякое мирское дело непременно начиналось пиром, и поэтому в жизни народа хмельные напитки имели большое культурное значение.

Общее заблуждение иностранцев — принимать радушные пиршества в честь гостя за повседневный обычай славян. Арабский писатель ИбнФодлан писал о славянских язычниках, что «они предаются питью ви на неразумным образом и пьют его целые дни и ночи».

Слова киевского князя Владимира Святославича «Руси есть веселие пити, не можем без того быти» не означали, что русский народ не мог обходиться в пов седневной жизни без алкоголя. Киевский князь не мог представить себе пира без алкогольных напитков свое го времени. Это был всего лишь навсего его вежли воироничный отказ мусульманским послам, склоняв шим Русь к принятию ислама, который не допускал употребления алкоголя.

Христианская вера, в которую был обращен русский народ, пить не запрещала, но требовала умеренности в отношении хмельного.

Обычай пировать сохранялся еще достаточно долго, но из языческого буйства он превратился в христиан ское застолье. Древняя языческая тризна, на которой обязательно употреблялись хмельные напитки, также пережила падение язычества и сохранилась до наших дней. Алкоголь потребляется в «родительские субботы» и в другие дни поминовения умерших.

Православие играло важную сдерживающую роль в отношении злоупотребления алкоголем, строго регла ментировало его потребление. Свидетельство этому — некоторые известные пословицы и поговорки: «Для праздника Христова не грех выпить чарочку простого» (т.е. пить в будни — грешно), «Одна рюмка — на здоро вье, другая — на веселье, третья — на вздор», «Много вина пить — беде быть», «Пить до дна — не видать доб ра», «Работа денежку копит, хмель денежку топит».

До середины XVI в. народ, заплатив пошлину на со лод, хмель и мед («бражную пошлину»), варил известное к тому времени слабоалкогольное питье (5–8°) — медо вуху, пиво, брагу и употреблял их дома или в корчмах.

Корчма — древнеславянское общественное питей ное заведение. Корчмой называлось место, куда народ сходился для питья и еды, для бесед и выпивки с пес нями и музыкой. Корчма была вольным народным учреждением, имела значение ратуши и гостиного дво ра. В Киеве, Новгороде, Пскове и Смоленске корчмы составляли важнейшее городское учреждение.

Ни в одном письменном свидетельстве домосков ской Руси не упоминается пьянство как социально неприемлемая форма употребления алкоголя, носящая массовый характер. Злоупотребление алкоголем сдер живалось в то время рядом факторов. Алкогольные тра диции на Руси определялись ритуальным употреблени ем хмельных напитков по случаю знаменательных со бытий, православных праздников, свадеб, крестин, поминок, завершения сбора урожая и т.п., нося в целом эпизодический характер.

Алкогольные напитки были слабоградусными. Большинство населения не имело излишков продо вольствия для производства алкоголя. Алкогольные на питки были относительно дороги. На голодный желу док алкоголь, как правило, не употреблялся: мед, пиво или вино пили либо на пиру, либо в корчме, где всегда подавалась еда.